Самойлов Валерий Геннадьевич - учитель ритмики высшей категории

Обобщен опыт работы в Республиканском творческом-образовательном центре “INTELLECTUAL” по теме:

«Особенности формирования координации движения у слабовидящих детей на занятиях ритмики»

      Нарушение зрительной системы наносит огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его психическому и физическому развитию, отрицательно сказывается на формировании точности, скорости, координации движений, на развитие функций равновесия и ориентации в пространстве.

   Физическое развитие у слабовидящих детей, состояние их двигательной сферы имеют ряд особенностей, характеризующихся снижением двигательной активности ребенка, в том числе и двигательных функций (нарушается быстрота, точность, темп движений, соразмерность двигательных актов)

   Нарушение зрения также приводит к отклонениям в формировании чувства ритма, основанном на взаимодействии зрительного, слухового, тактильного и кинетического

восприятия.

    Решающее значение в коррекции вышеуказанных отклонений развития имеет специально направленное коррекционное обучение и физическое воспитание.

   Коррекционная направленность обучения предусматривает развитие процессов компенсации, сглаживание недостатков физической деятельности, поиск возможностей в становлении личности детей с нарушением зрения.

   Особое место в работе со слабовидящими детьми отводится занятиям коррекционной ритмики, которая является неотъемлемой частью физического воспитания.

   Ритмика- это система физических упражнений, построенная на основе связи движения с музыкой.

   Ритмические упражнения основаны на закономерном чередовании частей и фаз движений (а также самих движений), что способствует развитию двигательных функций.

   Специфические особенности координации движений у детей с ослабленным зрением проявляются чаще всего в асимметричности и несогласованности движений рук и ног, несформированности зрительно-двигательных взаимосвязей.

   Различные по характеру и в глубине физические нарушения требуют применения в процессе обучения и воспитания индивидуальных средств коррекции, то есть использования специальных ритмических упражнений.

   Коррекционная направленность упражнений, способствующих устранению нарушений в координации движений, состоит в формировании движений рук и ног, усвоении детьми различного ритма, автоматизации, согласованности действий рук и ног, кроме того решает задачи по активизации зрительных функций: острота зрения, фиксации, локализации, прослеживания.

   Введение таких упражнений в систему коррекционных занятий диктуется тем, что глазу необходима тренировка для активизации его деятельности, и в то же время в процессе зрительного анализа и контроля над выполнением движений формируется зрительно-двигательные взаимосвязи, которые у слабовидящих детей отстают в развитии от нормы.

   На основе выявленных особенностей в процессе восьмилетней работы со слабовидящими детьми дошкольного и младшего школьного возраста нами были разработаны комплексы упражнений для индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

   Из существенного многообразия методических приемов наиболее простым и доступным считается ритмическая ходьба с акцентами на определительный счет, с хлопками, упражнениями с движениями рук и туловища, проговариванием ритмического рисунка ходьбы или движений рук ( без музыкального сопровождения). Такие упражнения развивают не только чувство ритма, но и дыхание, дикцию.

    С целью решения данной проблемы для коллективного исполнения на занятиях используется комплекс упражнений бального танца «Ча-ча-ча» в первом классе, усложняя движения, стремимся вызвать у детей интерес к ритмическим упражнениям. За три года работы с детьми (4 класс) достигнуты определенные результаты- учащиеся весь комплекс освоили успешно (95 %).

   В процессе работы с детьми большое внимание уделяется музыкальному сопровождению, так как особое место на занятиях ритмикой занимает слуховое восприятие, которое участвует в компенсации слабовидения. Слуховое восприятие играет важную роль для детей с нарушением зрения при ориентировке в пространстве и в движении.

   Музыка делает процесс усвоения движений более успешным, позволяет заинтересовать детей и приобщить к музыкально-ритмическим движениям. Чаще всего на занятиях используется аудио-, видеотехника. Упражнения на связь движения с музыкой рассчитаны на исполнение коррекционных упражнений под определенное музыкальное сопровождение. В процессе совершенствования или разучивания разнообразных движений идет формирование у детей технических навыков выполнения движений. Основным из них являются: умение начинать двигаться с началом музыки, придавать движениям нужную динамическую выразительность, заканчивать движения точно с окончанием музыкального произведения или его части. Сформировать указанные технические навыки, развить у детей динамичность, ритмичность, устремленность движений легче всего, работая над ходьбой и бегом. Они являются не только наиболее естественными способами передвижения, но и самыми выразительными движениями, в которых отражено душевное и физическое состояние ребенка. Учебные соединения, разминка помогают детям чувствовать красоту движения.

    Содержание и дидактические приемы коррекционной работы строятся дифференцированно, сообразуясь с возрастом детей, структурой и составом нарушенных функций, особенностей восприятия учебного материала и ориентации в пространстве.

Поэтому отбор и построение лучших видов упражнений и движений осуществляются с учетом показанных и противопоказанных физических нагрузок в целях формирования навыков пространственной ориентировки и коррекции движений, обусловленных слабовидением. Движения подбираются с ориентировкой на глазомерную оценку пропорций протяженности расстояний. Глазодвигательные функции в процессе обучения участвуют и совершенствуются параллельно с работой над координацией движения ребенка. Основное внимание на занятиях ритмики уделяется восприятию движений. Восприятие — движений- это отражения положений, которые задаются детям учителем. При обнаружении движений на периферии поля зрения имеют место рефлекторный поворот глаз, в результате изображения движений перемещается в центральное поле зрения, где и осуществляется различение и опознание положения.

   Например, работа перед зеркалом предусматривает работу глаз для копирования движений учителя, а затем перемещение зрения в зеркало проверяя правильность собственного исполнения ребенком.

   Обучение слабовидящих детей – длительный процесс и требует многократного повторения. Дети выполняют упражнения под счет, хлопки или музыку, а затем- элементы танцев. Задача подготовительных упражнений – дать детям необходимые двигательные навыки, применяемые при обучении танцам.  Все внимание детей необходимо направлять на сознательное отношение к своим движениям. Перед обучением какому-либо танцевальному элементу детям предлагается выполнить ряд определенных подготовительных упражнений. Выполнение элементов танца помогает овладеть ходьбой, бегом и другими видами движений как средствами простейших музыкальных двигательных образов. Все разучиваемые упражнения повторяются до тех пор, пока ребенок не сможет их выполнить в различных вариантах: по словесной инструкции, по показу, в разном темпе, при участии зрительного контроля и без него, из разных исходных положений.

   При выполнении движений и элементов танца необходимо привлечь внимание слабовидящего ребенка. Оно возникает в деятельности, определяется целью, задачей и определенной программой действий. У детей часто встречается ослабление внимания, которое проявляется в общей слабости, вялости, повышенной утомляемости. Поэтому в занятия ритмикой включается большое количество игровых моментов, которые развивают внимание. В игровой деятельности у ребенка пробуждается творческий интерес, который способствует развитию внимания. Многие игры ориентированы на зрительное восприятие. Запоминание движений и фигур происходит у слабовидящих детей лучше при наглядно- образной форме подачи информации, которая подкрепляется словесными обозначениями. При этом дети получают максимальную информацию для заучивания. У одних детей более успешным является запоминание материала, предъявленного зрительно, у других- на слух, у третьих- с помощью мышечно- двигательных ощущений, у четвертых- в различных вариантах смешанного способа запоминания.

   На втором этапе коррекционной работы по устранению отклонений в физическом развитии, когда основные движения в целом выполняются детьми правильно, без ошибок, они постепенно соединяются в элементы танцев и таким образом собираются в композиции. В психолого- педагогической и методической литературе недостаточно освещены вопросы использования приемов танцетерапии в работе со слабовидящими детьми, поэтому был разработан и использован в работе целый ряд танцев. Основным направлением в создании танцев становится переплетение совместных дисковых вариаций с народными, бальными мотивами, что позволяет ребенку шире взглянуть на танцевальный мир в целом. А также эта форма танца является одной из модных тенденций в современной хореографии. Разработаны программы по изучению доступных элементов движений бального танца «ЧА-Ча-Ча», «Медленного вальса», «Казахского народного танца».

   Использование танца на занятиях по ритмике способствует развитию эстетического вкуса, стремлению детей к красивым, изящным движениям, любви к искусству.

   Особо хочется остановиться на использовании упражнений ритмической гимнастики.

   Занятия ритмической гимнастикой связаны с функциональными возможностями организма детей. В содержании этих занятий включаются преимущественно общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на коррекцию двигательных нарушений, развитие двигательных качеств и устранения недостатков физического и функционального развития.

    Используя стремления детей подражать взрослым при обучении двигательным действиям, следует применять показ со словесным описанием действия. Показ осуществляю поэтапно, на близком расстоянии, выделяя в каждом этапе акценты к точной координации.

    Занятия проводятся перед зеркалом, что помогает ребенку проводить самоконтроль движений. Используется ритмическая музыка с постепенным увеличением темпа, которая способствует формированию чувства ритма.

   Развитие чувства ритма является необходимым условием овладения многими видами двигательной деятельности. Ребенок, обладающий чувством ритма, лучше понимает и усваивает ритмические характеристики движений, которые являются важным компонентом координации движений.