ПСИХОГИМНАСТИКА ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОРРЕКЦИОННЫХ МЕТОДОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Костырка Валентина Федоровна

КГУ «Специальная школа – детский сад № 14»

отдела образования по г. Усть-Каменогорску

 управления образования ВКО

 

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме сохранения здоровья детей с нарушенным зрением.  В работе рассматриваются понятия "здоровьесберегающие технологии" и психогимнастика". Основной акцент в статье делается на психогимнастике, виде деятельности который направлен на развитие и коррекцию эмоциональной и познавательной сферы.  А также на преодоление барьеров общения, помогает лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыразиться.

Алғы сөз: Бұл мақала қазіргі кезде көздері нашар көретін балалардың денсаулығын сақтау өзекті мәселенің бірі болғандықтанарналады. Мақалада «Денсаулықты сақтау әдісі»  және психогимнастика» туралы түсініктер қарастырылады. Мақалада басты мәселе психогимнастикаға, балалардың эмоционалды және танымдық саланы түзету және дамыту қызметіне бағытталған. Балалардың қарым -қатынасты жақсарту, өзін және өзгені дұрыс түсінуін жақсартады, психикалық ауыртпашылықты жеңілдетіп, өзін -өзі тануына мүмкіншілік береді.

The article is devoted to the current problem of preserving the health of children with impaired vision. The paper discusses the concepts of "health-saving technologies" and psychohymnastics." The main emphasis in the article is on psychohymnastics, a type of activity that is aimed at the development and correction of the emotional and cognitive sphere. It also helps to overcome communication barriers, helps to better understand yourself and others, relieves mental stress, and gives you the opportunity to express yourself.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, психогимнастика, познавательная и эмоциональная сфера, игра, этюды.  

 

Ритм современной жизни все ускоряется, интенсивность информационных потоков безостановочно растет, стрессы атакуют современное поколение людей. Может ли это не сказаться на детях? С каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в развитии. Педиатры бьют тревогу по поводу распространения гиперактивности, повышенной тревожности, агрессивности, неуверенности,  двигательной расторможенности и эмоциональной неустойчивости  у детей.

 Работая в дошкольных группах с детьми с нарушенным зрением уже много лет, я обратила внимание на то, что   эмоциональная недостаточность нередко оказывается причиной разных форм социально-психологической дезадаптации, его взаимодействием с социальным окружением.

      Положительный эмоциональный фон, на котором осуществляется та или иная деятельность ребенка, является определяющим для ее успешности и эффективности.

Стартовая диагностика уровня развития эмоциональной сферы  детей  4 – 6 лет свидетельствует о том, что преобладает средне – низкий и низкий уровень развития до  55 – 59 % детей.

Так, например в 2021 – 2022 учебном году в результате  психодиагностического исследования по методике «Изучение эмоциональной сферы ребенка» модификация Минаевой В.М   выявлено 57% детей , нуждающихся в коррекции психоэмоциональной сферы.

Несмотря на усилия психологической службы и педагогов групп,  ежегодно 17 – 19 % детей переходят в школу,   имея низкий уровень развития эмоциональной сферы.         В связи с этим  возникла необходимость углубить работу по развитию психо - эмоциональной сферы ребёнка с нарушением зрения с помощью психогимнастики.

Психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов), упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) (по книге М.И.Чистяковой «Психогимнастика»).

 Основной акцент в психогимнастике Чистяковой делается на обучении технике выразительных движений в воспитании эмоций и на приобретение в саморасслаблении. Основные задачи данной методики – научить ребенка справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А главная цель – сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Психогимнастику в качестве здоровьесберегающей технологии в работе со слабовидящими детьми я выбрала потому, что в ее основе лежит игра.

Психогимнастика важна особенно в наше время и  рекомендуется в первую очередь детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым. Важно использовать данный метод и в профилактической работе с детьми разного возраста. Эти упражнения и игры можно проводить во время занятий в детских садах, во время прогулок на свежем воздухе, в качестве релаксации после физической и интеллектуальной нагрузки в групповой и индивидуальной форме. Система специальных упражнений помогает детям лучше чувствовать и воспринимать свое тело, контролировать эмоции, выражать чувства и мысли с помощью невербального поведения и понимать невербальное поведение других. Такого рода упражнения способствуют развитию у детей навыков саморасслабления (ауторелаксации).

Важным преимуществом психогимнастики является стимулирование психической и физической активности ребенка, содействие эмоциональному равновесию, формированию уверенности в себе. Это метод, направленный на развитие и коррекцию познавательной, эмоциональной и социально – перцептивной сферы личности. Она предполагает обучение элементам техники выразительных движений, формирования умения распознавать и выражать свои переживания и эмоции и включает в себя ритмику, пантомимику, коллективные танцы, игры, упражнения, этюды, дыхательную и мимическую гимнастику.

Большинство игр и упражнений по психогимнастике строятся на воображаемом материале, что позволяет создавать образ, окрашивать его эмоциями и движениями. Это очень важно для тренировки выражения чувств, эмоций, настроения. Дети охотно «проживают» ситуации, в которых эмоции (страх, удивление, радость, гнев и другие) представляются от имени сказочных персонажей, животных. Такие игры и упражнения дают возможность испытывать разнообразные эмоциональные и мышечные ощущения, доставляя детям массу удовольствия, включают в работу фантазию, поднимают настроение, развивают артистические способности.

 То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать никому уже не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги – психологи, но и воспитатели использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы. Поэтому  педагогам необходимо попробовать эти упражнения на себе, для того чтобы в дальнейшем они могли использовать их в своей работе. Для психогимнастики не нужно много специального оборудования и ее легко можно применять.

Использую игры на развитие внимания провожу их с детьми, страдающими психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, задержкой психического развития, при которых проявляется незрелость такого психического процесса, как внимание. «Пишущая машинка», «Четыре стихии», «Слушай хлопки», «Не ошибись», «Сыщик», «Ушки на макушке», "Зеваки",  стимулируют активное и волевое внимание, развивают умение быстро сосредотачиваться, развивают внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

   Применяю игры, способствующие успокоению и организации: "Слушай команду", "Расставить посты", "Смотри на руки", "Кто за кем", эти игры сопровождаются музыкой спокойного характера, которая тренирует эмоционально-волевую сферу у детей. Целью данных игр являются успокоение возбужденных детей и их организация, они полезны всем детям

     Игры на преодоление двигательного автоматизма «Запретный номер», «Запрещенное движение» проводятся с гипер - и гипоактивными детьми, а также с теми, у кого снижены внимание и память.

     Этюды на выражение основных эмоций использую для детей, имеющих бедную выразительную моторику. Общей целью этих этюдов является развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё. Этюды на выразительность жестов «Заколдованный ребенок», «Сколько звуков», «Вот он какой» развивают правильное понимание детьми эмоционально-выразительных движений и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребенка.

     Выполнение дыхательного упражнения «Свеча», способствует концентрации внимания, снимает мышечное напряжение, повышает уровень психической активности и работоспособности. Упражнение выполняется сидя за столом. Дети представляют, что перед ними стоит большая свеча.они делают глубокий вдох на пальчики, одним выдохом задувают свечу.  Затем делают глубокий вдох и задувают  эти свечи маленькими порциями выдоха.

   Игры на развитие памяти «Повтори за мной», «Запомни и покажи» «Слушай и исполняй», «Запомни порядок», «Тень» развивают наблюдательность и моторно-слуховую память.

Использую этюды на расслабление мышц «Шалтай-болтай», «Штанга», "Сосулька", "Качели", "Петрушка прыгает", "Спящий котенок" «Кораблик», «Любопытная Варвара», «Тишина»  и др., когда необходим сброс психоэмоционального напряжения, психомышечная тренировка (саморасслабление). Эти игры и этюды способствуют реализации принципов рациональной двигательной активности и обеспечения адекватного восстановления сил.

 Подвижные игры вызывают здоровое эмоциональное возбуждение, отвлекают от болезненных мыслей и фантазий, причем бодрое настроение, вызванное ими, отличается большой устойчивостью. С помощью таких игр как: иголка и нитка, дракон кусает свой хвост, скучно, скучно так сидеть, ловишки, можно развивать сообразительность, ловкость, быстроту реакции. Они дисциплинируют и сплачивают детей.

     Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий, комплексный подход к оздоровлению, анализ проведенной диагностики позволяет сделать вывод, что проводимая коррекционная работа с применением психогимнастики  дала положительные результаты: повышен уровень развития эмоционально-личностной сферы,  мимики и пантомимики у детей, а так же снижен уровень ситуативной тревожности,   повышена самооценка и снижено агрессивное поведение.

 

Список литературы

  1. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения М.: «Экзамен», 2006.
  2. Н. И.Тулина Эмоционально – психологический комфорт в детском саду// Управление ДОУ. 2008 №8.
  3. М. И. Чистякова Психогимнастика под редакцией М. И. Буянова 2-е издание Москва «Просвещение» «владос» 1995.