УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

Упражнения для зрительно-двигательной ориентации:

  • Отвести взгляд вправо, влево, не поворачивая головы. Упражнение можно выполнять стоя или сидя.
  • Поднять глаза вверх, голова неподвижна. Затем опустить взгляд вниз.

Упражнения для снятия усталости глаз:

  • Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.
  • Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.
  • Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек, затем опустить руку.
  • Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам (в течение 3 - 5 сек).
  • Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец согнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить упражнение, перемещая палец слева направо.
  • Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик носа. Закрыть глаза и посмотреть вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы, глаза закрыты.
  • Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек, затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек.
  • Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30-35 см от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

В настоящее время все большее количество детей по всему миру страдает нарушениями зрения или входит в группу риска. Одной из основных причин является постоянное зрительное напряжение и расстройство центральной фиксации. Центральная фиксация – это способность четко видеть предметы, на которые ребенок смотрит прямо. При развитии заболеваний глаз эта способность утрачивается.

10.10.22 1 10.10.22


Лечение амблиопии у детей методом прямой окклюзии.

Выключение из акта зрения лучше видящего глаза - прямая окклюзия — наиболее распространенный и старый способ лечения амблиопии, описанный А. Домбржанским еще в 1829 году. Не потерял своего значения этот метод и в настоящее время в связи с его простотой, доступностью и эффективностью.+

У детей дошкольного и младше школьного возраста длительная прямая окклюзия ведущего глаза бывает эффективной не только при амблиопии с правильной фиксацией, но и при ее нарушениях. В условиях прямой окклюзии снимается тормозящее влияние ведущего глаза и амблиопичный глаз включается в активную деятельность. Это приводит к расторможению функции центрального зрения, восстановлению центральной фиксации и повышению остроты зрения.+

Чем раньше начата окклюзия, тем лучшие результаты лечения амблиопии. Выключение лучшего глаза может проводиться с помощью заклейки или специальных окклюдоров, которые крепятся к очковой оправе.+

Окклюзия может быть постоянной (с утра до вечера) или прерывистой (по несколько часов в день).+

Эффективность прямой окклюзии значительно повышается, если она сочетается с зрительной нагрузкой амблиопичного глаза, требующей «усилия», напряжения амблиопичного глаза, тренировки цветовосприятия и локализации (чтение книги на различном расстоянии от глаз, рисование, мелкая работа, сортировка круп, нанизывание бус, просмотр мультфильмов или детских фильмов с помощью фильмоскопа, игры, требующие напряжения зрения, «мозаика», конструктор и др.).+

Выключение ведущего глаза может продолжаться много месяцев и проводится до выравнивания остроты зрения обоих глаз или перехода монолатерального косоглазия в альтернирующее. В течение этого времени ребенок осматривается офтальмологом не реже одного раза в месяц.

 


Модель


Основные этапы коррекционной и лечебно-восстановительной работы с детьми

 

 Основными направлениями работы ШДС №14 для слабовидящих детей являются:

  • лечение:лечебно-восстановительная работа;
  • воспитание:коррекция и развитие несенсорных функций;
  • обучение и развитие: коррекционно-педагогическая работа. 

Коррекционно-педагогическая   работа учителя-дефектолога (тифлопедагога)  с детьми в свою очередь осуществляется в двух основных направлениях:

Первое направление – коррекционно-развивающая работа, которая включает:

  • развитие зрительного восприятия;
  • профилактику и преодоление вторичных отклонений;
  • коррекцию и развитие познавательной деятельности;
  • коррекцию и развитие несенсорных функций.

Второе направление – поддерживающая лечение коррекционная работа. Это значит:

  1. Соблюдение зрительного режима:
    • учёт этапов офтальмологического лечения, 
    • учёт зрительных нагрузок (при этом учебно-наглядные пособия подбираются исходя из необходимости одновременного удовлетворения лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям), 
    • учёт интенсивности зрительной работы вблизи,
    • учёт снятия побочного влияния медицинских процедур на психику ребёнка (так, например, применение интенсивных засветов на глазное дно приводит у некоторых детей к возникновению патологического проявления мозговых структур, которое внешне может наблюдаться в негативных эмоционально-поведенческих проявлениях).
  2. Специальная подготовка к проверке остроты зрения, характера зрения и лечению на аппаратах(таблицы, амблиотренер, синоптофор, цветотест и др.). Так, например, при исправлении косоглазия на синоптофоре детей предварительно знакомят с изображениями, которые предъявляются на нём. Эта система предусматривает формирование у детей адекватных зрительных восприятий и представлений, зрительного внимания, формирования зрительной памяти, образного и словесно-логического мышления, а также формирование определённых навыков перцептивных действий (накладывание одного изображения на другое, соединение двух изображений в одно, подбор к контурному изображению силуэтного изображения, обводка по нарисованному контуру, обводка трафаретов, выкладывание заданных узоров по образцу, по памяти и т.п.). 
  3. Организация специальных коррекционных упражнений, необходимых на определённом этапе лечения.При этом все упражнения по развитию зрения строятся на индивидуальном подходе к ребёнку. Знание зрительных возможностей ребёнка позволяет педагогу целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия для закрепления результатов восстановительного лечения. Такие коррекционные упражнения рекомендуется проводить 2-3 раза в день.

Основные цели этапов офтальмологического лечения и коррекционно-развивающей работы. Конкретизация игр и игровых упражнений на разных этапах лечения детей с нарушением зрения 

I этап – плеоптический.  

Цель: повышение остроты зрения у детей, страдающих амблиопией (при косоглазии и без косоглазия) до возрастной нормы. 

Для быстрого и полного устранения амблиопии применяются различные способы офтальмологического воздействия в сочетании с общеукрепляющими мероприятиями и лечением сопутствующих заболеваний. Комплексное лечение детей с амблиопией включает в себя: плеоптические методы, организацию жизненного режима детей с учётом зрительных нагрузок, лечение сопутствующих заболеваний, общеоздоровительные мероприятия. 

Плеоптические методы лечения амблиопии: окклюзия, локальные засветы макулы, рефлексотерапия, занятия на локализаторе корректоре и др., а также коррекционно-педагогические упражнения, наиболее эффективными из которых являются коррекционные упражнения, связанные с пристальным рассматриванием и перцептивнными действиями с мелкими предметами:

– сортировка (семян, косточек и др.);

– группировка (вокруг образца);

– классификация (по заданным признакам);

– рассматривание предметов, изображений, цветных слайдов и др.;

– подбор парных картинок;

-обнаружение ошибок в рисунках;

– рассматривание через цветные фильтры, через полупразрачную бумагу;

– упражнения с использованием электрофицированных игрушек; 

– составление целого из частей (картинки, пазлы, разрезные кубики);

– плетение (например, ковриков);

– игры с разными мозаиками (выкладывание по образцу, по памяти);

– игры с мелкими предметами (в том числе и режиссёрские игры);

– обводка трафаретов как по внутреннему, так и по внешнему контуру.

 

II этап – ортоптический. 

Цель: устранение косоглазия консервативным или операционным путём, тренировка аккомодационного аппарата и глазодвигательных мышц. 

При наличии угла косоглазия начинаются ортоптические упражнения, целью которых является получение одновременного зрения вместо монокулярного, восстановление бифовеального слияния и развития фузионных рефлексов. На этом этапе важное значение имеет система предаппаратной подготовки, для того, чтобы дети понимали суть тех тренировочных заданий, тестов, которые им будут предъявляться в процессе лечения, а также коррекционные упражнения, направленные на тренировку аккомодационного аппарата и развитие глазодвигательных функций:

– наблюдение за движущимися предметами;

– рассматривание и узнавание движущихся предметов;

– прослеживание взглядом за  движущимися предметами (прокатывание мячей, шаров);

– прослеживание пути по дорожкам (сдвоенные, строенные, пересекающиеся, разно- и одноцветные);

– нахождение пути (лабиринты с  препятствиями);

– постепенное соединение 2-х картинок до полного слияния и постепенное выведения из поля зрения;

– наложение контурных и силуэтных изображений на оригинал;

– зрительная гимнастика с использованием горизонтальных и вертикальных рядов, постепенно увеличивающихся или уменьшающихся;

– упражнения с рисованием;

– все упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

III этап – диплоптический

Цель: восстановление бинокулярного слияния в естественных условиях, которое достигается благодаря оптической коррекции или операции при симметричном положении глаз. 

Для формирования бинокулярного характера зрения применяются следующие методики: упражнения по восстановлению одновременного и бифовеального слияния на синоптофоре, метод бинокулярных последовательных образов, упражнения на усиление разобщения между аккомодацией и конвергенцией, способ восстановления механизма бификсации и др. Коррекционно-педагогические упражнения в данном случае связаны с выполнением соотносящихся  практических действий, развитию глазомерной оценки. 

Это:

– все упражнения на соотносящиеся практические действия с предметами (игры с конструкторами, вкладышами, шнуровками, нанизыванием и т.п.);

– попадание шариком в пробирку;

– попадание длинной палочкой в кольцо;

– попадание длинной указкой в середину названного предмета (игры «Тир», «Мишень»);

– надевание кольца на конус;

– посадка бабочки на цветок (на длинной верёвочке);

– ловля рыбок удочкой с магнитиком;

– попадание в цель (игры с мячом, с кеглями, в городки и др.);

– прокатывание шаров, мячей в ворота;

– игры со стереотренерами; 

– рассматривание картинок в стереопроекторе;

– рассматривание 3-х плановых картин;

– работа со светотеневыми отношениями;

– тренировка механизмов восприятия удалённости и глубины через описание изображений и моделирование (составление макетов);

– тренировка глазных мышц в определении удалённости при установленной точки фиксации.

 

Игры и упражнения, необходимые для всех детей с нарушением зрения.

  1. Упражнения на развитие зрительного внимания:

– активизация зрительного внимания;

– развитие внимания в процессе зрительного поиска;

– формирование качества распределения зрительного внимания;

– развитие объёма зрительного внимания.

  1. Упражнения на развитие различительной способности:

– по цвету (цвета и оттенки);

– по форме (различные и сходные);

– по величине (относительно эталона);

– сравнение предметов по 1, 2, 3 признакам;

– сравнительное рассматривание предметов, предметных и сюжетных изображений.

  1. Упражнения на локализацию (развитие быстроты реакции при узнавании и выделении из множества):

– по заданному образцу;

– по мнемическому образу; 

– по называнию или словесному описанию.

  1. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации:

– прослеживание дорожек;

– рисование дорожек (перфокарты);

– нахождение пути выхода из лабиринтов (с карандашом);

– обводка трафаретов;

– перевод картинок через кальку;

– рисование по точкам;

– рисование по клеточкам;

– вырезывание по нарисованному  контуру;

– развитие соотносящихся практических действий. 

  1. Упражнения на расширение поля взора и поля зрения. 
  2. Упражнения для развития глазодвигательных функций.
  3. Упражнения для совершенствования центрального и периферического зрения.
  4. Упражнения на развитие аккомодации и конвергенции.
  5. Упражнения для снятия зрительного утомления.