УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ
Упражнения для зрительно-двигательной ориентации:
- Отвести взгляд вправо, влево, не поворачивая головы. Упражнение можно выполнять стоя или сидя.
- Поднять глаза вверх, голова неподвижна. Затем опустить взгляд вниз.
Упражнения для снятия усталости глаз:
- Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.
- Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.
- Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек, затем опустить руку.
- Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам (в течение 3 - 5 сек).
- Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец согнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить упражнение, перемещая палец слева направо.
- Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик носа. Закрыть глаза и посмотреть вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы, глаза закрыты.
- Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек, затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек.
- Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30-35 см от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
В настоящее время все большее количество детей по всему миру страдает нарушениями зрения или входит в группу риска. Одной из основных причин является постоянное зрительное напряжение и расстройство центральной фиксации. Центральная фиксация – это способность четко видеть предметы, на которые ребенок смотрит прямо. При развитии заболеваний глаз эта способность утрачивается.
Лечение амблиопии у детей методом прямой окклюзии.
Выключение из акта зрения лучше видящего глаза - прямая окклюзия — наиболее распространенный и старый способ лечения амблиопии, описанный А. Домбржанским еще в 1829 году. Не потерял своего значения этот метод и в настоящее время в связи с его простотой, доступностью и эффективностью.+
У детей дошкольного и младше школьного возраста длительная прямая окклюзия ведущего глаза бывает эффективной не только при амблиопии с правильной фиксацией, но и при ее нарушениях. В условиях прямой окклюзии снимается тормозящее влияние ведущего глаза и амблиопичный глаз включается в активную деятельность. Это приводит к расторможению функции центрального зрения, восстановлению центральной фиксации и повышению остроты зрения.+
Чем раньше начата окклюзия, тем лучшие результаты лечения амблиопии. Выключение лучшего глаза может проводиться с помощью заклейки или специальных окклюдоров, которые крепятся к очковой оправе.+
Окклюзия может быть постоянной (с утра до вечера) или прерывистой (по несколько часов в день).+
Эффективность прямой окклюзии значительно повышается, если она сочетается с зрительной нагрузкой амблиопичного глаза, требующей «усилия», напряжения амблиопичного глаза, тренировки цветовосприятия и локализации (чтение книги на различном расстоянии от глаз, рисование, мелкая работа, сортировка круп, нанизывание бус, просмотр мультфильмов или детских фильмов с помощью фильмоскопа, игры, требующие напряжения зрения, «мозаика», конструктор и др.).+
Выключение ведущего глаза может продолжаться много месяцев и проводится до выравнивания остроты зрения обоих глаз или перехода монолатерального косоглазия в альтернирующее. В течение этого времени ребенок осматривается офтальмологом не реже одного раза в месяц.
Основные этапы коррекционной и лечебно-восстановительной работы с детьми
Основными направлениями работы ШДС №14 для слабовидящих детей являются:
- лечение:лечебно-восстановительная работа;
- воспитание:коррекция и развитие несенсорных функций;
- обучение и развитие: коррекционно-педагогическая работа.
Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога (тифлопедагога) с детьми в свою очередь осуществляется в двух основных направлениях:
Первое направление – коррекционно-развивающая работа, которая включает:
- развитие зрительного восприятия;
- профилактику и преодоление вторичных отклонений;
- коррекцию и развитие познавательной деятельности;
- коррекцию и развитие несенсорных функций.
Второе направление – поддерживающая лечение коррекционная работа. Это значит:
- Соблюдение зрительного режима:
- учёт этапов офтальмологического лечения,
- учёт зрительных нагрузок (при этом учебно-наглядные пособия подбираются исходя из необходимости одновременного удовлетворения лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям),
- учёт интенсивности зрительной работы вблизи,
- учёт снятия побочного влияния медицинских процедур на психику ребёнка (так, например, применение интенсивных засветов на глазное дно приводит у некоторых детей к возникновению патологического проявления мозговых структур, которое внешне может наблюдаться в негативных эмоционально-поведенческих проявлениях).
- Специальная подготовка к проверке остроты зрения, характера зрения и лечению на аппаратах(таблицы, амблиотренер, синоптофор, цветотест и др.). Так, например, при исправлении косоглазия на синоптофоре детей предварительно знакомят с изображениями, которые предъявляются на нём. Эта система предусматривает формирование у детей адекватных зрительных восприятий и представлений, зрительного внимания, формирования зрительной памяти, образного и словесно-логического мышления, а также формирование определённых навыков перцептивных действий (накладывание одного изображения на другое, соединение двух изображений в одно, подбор к контурному изображению силуэтного изображения, обводка по нарисованному контуру, обводка трафаретов, выкладывание заданных узоров по образцу, по памяти и т.п.).
- Организация специальных коррекционных упражнений, необходимых на определённом этапе лечения.При этом все упражнения по развитию зрения строятся на индивидуальном подходе к ребёнку. Знание зрительных возможностей ребёнка позволяет педагогу целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия для закрепления результатов восстановительного лечения. Такие коррекционные упражнения рекомендуется проводить 2-3 раза в день.
Основные цели этапов офтальмологического лечения и коррекционно-развивающей работы. Конкретизация игр и игровых упражнений на разных этапах лечения детей с нарушением зрения
I этап – плеоптический.
Цель: повышение остроты зрения у детей, страдающих амблиопией (при косоглазии и без косоглазия) до возрастной нормы.
Для быстрого и полного устранения амблиопии применяются различные способы офтальмологического воздействия в сочетании с общеукрепляющими мероприятиями и лечением сопутствующих заболеваний. Комплексное лечение детей с амблиопией включает в себя: плеоптические методы, организацию жизненного режима детей с учётом зрительных нагрузок, лечение сопутствующих заболеваний, общеоздоровительные мероприятия.
Плеоптические методы лечения амблиопии: окклюзия, локальные засветы макулы, рефлексотерапия, занятия на локализаторе корректоре и др., а также коррекционно-педагогические упражнения, наиболее эффективными из которых являются коррекционные упражнения, связанные с пристальным рассматриванием и перцептивнными действиями с мелкими предметами:
– сортировка (семян, косточек и др.);
– группировка (вокруг образца);
– классификация (по заданным признакам);
– рассматривание предметов, изображений, цветных слайдов и др.;
– подбор парных картинок;
-обнаружение ошибок в рисунках;
– рассматривание через цветные фильтры, через полупразрачную бумагу;
– упражнения с использованием электрофицированных игрушек;
– составление целого из частей (картинки, пазлы, разрезные кубики);
– плетение (например, ковриков);
– игры с разными мозаиками (выкладывание по образцу, по памяти);
– игры с мелкими предметами (в том числе и режиссёрские игры);
– обводка трафаретов как по внутреннему, так и по внешнему контуру.
II этап – ортоптический.
Цель: устранение косоглазия консервативным или операционным путём, тренировка аккомодационного аппарата и глазодвигательных мышц.
При наличии угла косоглазия начинаются ортоптические упражнения, целью которых является получение одновременного зрения вместо монокулярного, восстановление бифовеального слияния и развития фузионных рефлексов. На этом этапе важное значение имеет система предаппаратной подготовки, для того, чтобы дети понимали суть тех тренировочных заданий, тестов, которые им будут предъявляться в процессе лечения, а также коррекционные упражнения, направленные на тренировку аккомодационного аппарата и развитие глазодвигательных функций:
– наблюдение за движущимися предметами;
– рассматривание и узнавание движущихся предметов;
– прослеживание взглядом за движущимися предметами (прокатывание мячей, шаров);
– прослеживание пути по дорожкам (сдвоенные, строенные, пересекающиеся, разно- и одноцветные);
– нахождение пути (лабиринты с препятствиями);
– постепенное соединение 2-х картинок до полного слияния и постепенное выведения из поля зрения;
– наложение контурных и силуэтных изображений на оригинал;
– зрительная гимнастика с использованием горизонтальных и вертикальных рядов, постепенно увеличивающихся или уменьшающихся;
– упражнения с рисованием;
– все упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
III этап – диплоптический.
Цель: восстановление бинокулярного слияния в естественных условиях, которое достигается благодаря оптической коррекции или операции при симметричном положении глаз.
Для формирования бинокулярного характера зрения применяются следующие методики: упражнения по восстановлению одновременного и бифовеального слияния на синоптофоре, метод бинокулярных последовательных образов, упражнения на усиление разобщения между аккомодацией и конвергенцией, способ восстановления механизма бификсации и др. Коррекционно-педагогические упражнения в данном случае связаны с выполнением соотносящихся практических действий, развитию глазомерной оценки.
Это:
– все упражнения на соотносящиеся практические действия с предметами (игры с конструкторами, вкладышами, шнуровками, нанизыванием и т.п.);
– попадание шариком в пробирку;
– попадание длинной палочкой в кольцо;
– попадание длинной указкой в середину названного предмета (игры «Тир», «Мишень»);
– надевание кольца на конус;
– посадка бабочки на цветок (на длинной верёвочке);
– ловля рыбок удочкой с магнитиком;
– попадание в цель (игры с мячом, с кеглями, в городки и др.);
– прокатывание шаров, мячей в ворота;
– игры со стереотренерами;
– рассматривание картинок в стереопроекторе;
– рассматривание 3-х плановых картин;
– работа со светотеневыми отношениями;
– тренировка механизмов восприятия удалённости и глубины через описание изображений и моделирование (составление макетов);
– тренировка глазных мышц в определении удалённости при установленной точки фиксации.
Игры и упражнения, необходимые для всех детей с нарушением зрения.
- Упражнения на развитие зрительного внимания:
– активизация зрительного внимания;
– развитие внимания в процессе зрительного поиска;
– формирование качества распределения зрительного внимания;
– развитие объёма зрительного внимания.
- Упражнения на развитие различительной способности:
– по цвету (цвета и оттенки);
– по форме (различные и сходные);
– по величине (относительно эталона);
– сравнение предметов по 1, 2, 3 признакам;
– сравнительное рассматривание предметов, предметных и сюжетных изображений.
- Упражнения на локализацию (развитие быстроты реакции при узнавании и выделении из множества):
– по заданному образцу;
– по мнемическому образу;
– по называнию или словесному описанию.
- Упражнения на развитие зрительно-моторной координации:
– прослеживание дорожек;
– рисование дорожек (перфокарты);
– нахождение пути выхода из лабиринтов (с карандашом);
– обводка трафаретов;
– перевод картинок через кальку;
– рисование по точкам;
– рисование по клеточкам;
– вырезывание по нарисованному контуру;
– развитие соотносящихся практических действий.
- Упражнения на расширение поля взора и поля зрения.
- Упражнения для развития глазодвигательных функций.
- Упражнения для совершенствования центрального и периферического зрения.
- Упражнения на развитие аккомодации и конвергенции.
- Упражнения для снятия зрительного утомления.