Инновационная деятельность в нашем детском саду направлена на пробуждение творческой активности, самостоятельности, а воспитатель выполняет роль соучастника образовательного процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Основной целью инновационной деятельности в учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. Применение медиа технологий в организованной учебной деятельности привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи воспитателю. Медиа технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного слухового, осязательного восприятия. Использование интерактивной доски в разных видах деятельности значительно повышает эффективность обучения детей.
При работе с кластером дети подбирают картинки, зарисовывают всё, что считают более подходящим, продолжают работу, пока не иссякнут идеи, стараются построить как можно больше связей на заданную тему. Продуктивная модель кластера «Осень и её признаки».
Для активизации познавательной деятельности и развитию речи используем технологию нерифмованного стихотворения «Синквейн», где главным является смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке: «Нарисуй предмет – отгадку», «Закончи синквейн».
Применение данной технологии помогает создать условия для развития личности, способной выделять главное, обобщать, развивать творчество.
Синквейн «Күз», «Осень»
1.Жапырақ |
1.Листья 2.Осенние, жёлтые 3.Падают, летят, растут 4.Люблю собирать листья 5.Осень |
Синквейн «Ит», «Собака»
1.Ит |
1.Собака |
Экологическая квест-игра вызывает большой интерес у старших дошкольников, развивает познавательно-исследовательский интерес, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Квест универсален, он включает в себя соревновательные механизмы, повышает качество выполнения заданий, дает возможность самостоятельно осваивать новые знания, за короткое время вовлекает участников квеста в разнообразные виды детской деятельности, объединяет всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей).
Инновационный поиск средств, приводит к пониманию того, что нам нужны практико – ориентированные, игровые, проблемные, рефлексивные и другие способы обучения. Среди таких методов в педагогической практике, позволяющих развивать речевую культуру, познавательную активность, наблюдательность, логическое мышление, самостоятельность детей, ведущее место сегодня принадлежит исследовательским проектам. Опыт и знания ребёнок должен приобретать в ходе исследования обучающей среды, через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Применение метода проекта в нашем учреждении-это возможность освоения ребёнком способа самостоятельного познания. Разработанная творческой группой программа «Сотрудничество» позволяет реализовать способности и потенциал детей, вовлекая их в активную исследовательскую деятельность.
Цель работы над проектами в детском саду – реализация дошкольниками своих способностей и потенциала личности. Критерием выбора темы может быть опыт воспитателя с работой по этой теме, богатство разнообразных источников информации, интересы детей. Программа «Сотрудничество» предусматривает комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы проектов, реализуемых в группе, сочетаются с темами, предусмотренными программой. Что такое проект для ребёнка?
♦ раскрытие творческого потенциала;
♦ умение работать в группе;
♦деятельность, направленная на решение интересующей проблемы;
♦ умение презентовать, показать свою работу.
для воспитателя:
♦средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать умения и навыки проектирования.
Темы наших проектов посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок, тем проще проект и теснее взаимодействие ребенок-родитель-воспитатель. Так в старшей группе была организованна работа по проекту «Огород на подоконнике» Цель проекта: развивать социальную активность дошкольников через формирование у детей познавательного интереса к растениям.
Актуальность проекта «Домашние животные» заключается в том, что в дошкольный период происходит становление ребёнка, как личности и закладываются основы экологической культуры и любви к животным.
В связи с этим необходимо с ранних лет воспитывать бережное отношение к природе, приобщать детей и родителей к экологически грамотному поведению по отношению к природе, животным. Проект малыша начинается с одного простого действия или вопроса и так шаг за шагом ребенок не заметил, как погрузился в свои наблюдения. Одно простое действие в самом начале, дает первые шаги к развитию исследовательского мышления ребенка, умению использовать полученные знания, делиться своими впечатлениями, высказывать свое мнение.
Результатами работы кружка можно считать следующее:
♦создание макетов, лепбуков, буклетов, книжек-малышек и др.
♦рассказы детей, создание альбомов, портфолио, фотографии, рисунки, обмен впечатлениями.
♦выросла заинтересованность педагогов в овладении технологиями проектной и исследовательской деятельности;
Образовательный геокешинг является еще одним педагогическим инструментом в процессе воспитания и развития слабовидящих дошкольников. Геокэшинг предполагает и поисковую и исследовательскую деятельность. Данная технология позволяет проводить обучение детей в виде игры, делать коррекционно-педагогический процесс интересным и увлекательным.
Для слабовидящих детей ориентировка в пространстве одна из самых актуальных и трудных социальных проблем. У детей страдающих глубокой зрительной депривацией сложно идет процесс овладения навыками пространственного ориентирования, они нуждаются в систематическом и целенаправленном обучении. Сложности в развитии зрительно-пространственного восприятия у этих детей обусловлены нарушениями глазодвигательных функций и монокулярным характером зрения, при котором отсутствует информация о глубине пространства, расстоянии между предметами, т.е. не сформирован стереоскопический характер зрения.
Вводя в образовательный процесс технологию образовательного геокешенга мы комплексно подходим к развитию детей. Слабовидящий дошкольник в игре осваивает окружающее пространство, учится ориентироваться в нем. У него развивается внимание, память, речь, пополняется запас пространственных представлений, он учится строить схемы и ориентироваться по ним.
Наш опыт показал, что игра геокэшинг развивает у детей со зрительной патологией познавательный интерес, учит логически думать, анализировать, осваивать пространственные и математические представления, меняет их отношение к окружающему. Дошкольники овладевают навыками свободного самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях, но и в незнакомом замкнутом пространстве.
Нетрадиционные методы и приемы по изобразительной деятельности.
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для восстановления нарушенных зрительных функций, но в то же время - это период, когда зрительная система очень чувствительна к зрительным перегрузкам. Решить эту проблему нам помогает использование в обучении нетрадиционных методов и приемов рисования.
У многих детей присутствует страх перед собственной неудачей, зрительные возможности детей с нарушением зрения ограниченны разными диагнозами (у многих детей один глаз заклеен, а второй с остаточным зрением), поэтому дети попросту бояться рисовать, потому что им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и возникает паника. А ведь главное в нашей работе, чтобы занятия приносили детям положительные эмоции. Нетрадиционные методы и приемы изображения помогут данным детям не только снять страх перед рисованием, но и научат их быть находчивыми и творческими.
Для подкрепления детской уверенности в собственных силах мы предлагаем использовать различные виды печати. Печатью может стать самый обычный предмет, стоит взглянуть на него по-новому самое главное, чтобы на него можно было нанести краску. Это может быть обычная пробка от бутылки, ватная палочка, деревянные кубики, детали пластмассового конструктора, печать из картона, картофеля и т.д. В этот забавный процесс печатания различными предметами легко можно привлечь детей, которые могут предлагать и приносить новые предметы, которые на наших занятиях станут печатями. Такой вид изображения помогает слабовидящим детям не только нарисовать какой-либо предмет, но и учит их ориентироваться на плоскости листа бумаги, развивает зрительно-моторную координацию (глаз – рука), развивает творческие способности, так как любой отпечаток — это только основа и он требует доработки, прорисовки мелких деталей, которые завершат образ.
/рисование с помощью печати (пробка). «Бабочки»/
/рисование с помощью печати (пробка) «Снегири»/
/рисование с помощью отпечатывания листьев. «Осень»/
Безусловно, полезной для слабовидящих детей является такой нетрадиционный графический прием как печатание пальцами и ладошками, позволяющая развивать мелкую моторику, кожную чувствительность, двигательно-моторную координацию (глаз – рука). Кроме того, активно развивается творческая фантазия ребенка: отпечатки нижней фаланги пальца могут превращаться в разнообразные предметы и объекты окружающей действительности. Отпечаток ладони или пальца так же является только основой, которая нуждается в дорисовке красками или фломастерами, гелиевой ручкой.
/«Осень»/
/рисование с помощью отпечатывания пальцев«Бабочки и стрекозы»/
/рисование с помощью отпечатывания пальцев «Котята»/
/пальчиковый рисунок «Лев»/
Для развития мелкой моторики рук все педагоги используют на своих занятиях штриховку разнообразных предметов, с помощью прямых или наклонных линий. Мы предлагаем на своих занятиях «раскрасить» свою картинку с помощью узоров, которая будет служить своеобразной штриховкой. Этот процесс захватывает детей, он кажется им не сложным, но в то же время они раскрепощаются и в полной мере задействуют свой творческий потенциал и найти похожие работы трудно. Наряду с этими коррекционными задачами тесно связано и цветовосприятие, умение подбирать и сочетать цвета. Этим способом можно «раскрашивать» пейзажи, портреты, животных, дома и т.д.
/раскрашивание картинки с помощью узоров «Клоун», «Пейзаж»/
Можно рисовать при помощи ладони, где ребенок должен обвести свою ладонь, которая становиться основой изображения. Параллельно с этим заданием решаются не только художественно-творческие задачи, но и развивается логическое и образное мышление, умение соотнесения пропорций, так как рука — это, например, туловище и лапы животного, а голову и хвост надо дорисовать, и она должна соответствовать размерам туловища. Продумать надо ребенку и где обвести ладонь на листе бумаге, чтобы можно было дорисовать голову и хвост. Для облегчения задания обязательно используем схемы последовательного поэтапного изображения. Этим способом можно нарисовать различных животных, поэтому на своих занятиях мы предлагаем лишь небольшую часть, но таким образом наталкиваем их на дальнейшую изобразительную деятельность, на поиск новых образов.
/рисование с помощью ладони «Семейство кошачьих. Рысь»/
Рисование мятой бумагой, старой газетой позволяет сделать фактуру рисунка неповторимой, неоднородной, создавать причудливый рисунок. Этим способом мы сможем изобразить различных животных, птиц, цветы, пушистые облака, поляны, листья на деревьях, ели и многое другое. И развивает у слабовидящих детей: зрительное и цветовое восприятие, зрительно-моторную координацию (глаз – рука), восприятие пространства и мелкую моторику пальцев рук.
/рисование мятой газетой, декоративное рисование «Узор на шапке»/
/рисование мятой газетой, сюжетное рисование «Утенок»/
Очень любят дети кляксографию, потому что не секрет, что мы постоянно воспитываем у детей аккуратность, а на этом занятии ребенку можно ставить кляксы, причем они могут превратиться в деревья, цветы, траву, в проливной дождь, необычных зверей, надо только подключить свое воображение и творчество. Параллельно с творческой задачей мы помогаем слабовидящим детям развитию речевого дыхания, потому что для изображения необходимо сделать глубокий вдох и протяжный выдох. И с помощью струи воздуха раздуть кляксу, при этом следить глазами за ее направлением.
/кляксография «Лужа»/
/кляксография «Цветы»/
Рисование картоном очень нравится детям с нарушением зрения, потому что они могут увидеть необычное смешение и переход цветов одного в другой, он завораживает своей простотой и в то же время необычностью, что вместо кисти можно использовать обычный картон. Рисуя картоном, дети координируют свои движения, учатся получать новые цвета, а также соединять полученные цветовые пятна в один сюжет. Такой прием нетрадиционного изображения также помогает решать ряд коррекционных задач: зрительного и цветового восприятия, зрительно-моторной координации (глаз – рука), восприятие пространства и мелкой моторики пальцев рук.
/рисование картоном «Сказочный замок»/
/рисование картоном «Сюрприз для мамы»/
Пуантилизм или точечный рисунок – это рисование ватными палочками.
Суть техники пуантилизма достаточна проста: рисунок создается при помощи отдельных точек (или мазков) разного цвета. При этом краски физически не смешиваются между собой, не создается переходов от одного цвета к другому. Это происходит лишь оптически, при рассматривании рисунка на расстоянии. Точки можно ставить близко друг к другу или, наоборот, оставлять больше свободного места. Так в технике пуантилизма создаются переходы от темного к светлому. Поэтому именно эта техника изображения помогает решить такую коррекционную задачу, как развитие цветовосприятия, путем наложения одного цвета на другой. Так в этой технике идет работа над зрительно-моторной координацией (глаз – рука), восприятие пространства и мелкой моторики пальцев рук.
Рисовать не обязательно именно ватной палочкой и гуашью. Можно попробовать пустить в ход и фломастеры, и ручки.
Для детей техника пуантилизма очень удобна. При рисовании можно пользоваться шаблоном, просто заполняя части рисунка точками нужного цвета. Можно, наоборот, рисовать только цветные контуры предметов с помощью точек. Интересно дополнять точками готовые рисунки, к примеру, именно так дети рисуют гуашью снег или дождь поверх готового акварельного рисунка. С детьми старшего дошкольного возраста можно рисовать с детьми декоративные и сюжетные рисунки.
/точечный рисунок «Осенний пейзаж»/
/точечный рисунок «Украшение новогодних игрушек»/
/точечный рисунок «Тыквы»/
/точечный рисунок «Тюльпаны»/
Пластилиновая мозаика или модульная лепка, часто применяется не только на лепке, но и на занятиях у дефектолога. Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов - модулей.
В зависимости от формы модулей различают две группы модульной лепки:
♦ из бесформенных кусочков
♦ из модулей – форм
Модули объединяются по-разному:
♦произвольно на глаз
♦заполняют заданный силуэт
♦насаживаются на каркас или на вылепленную основу.
Для детей с нарушением зрения очень полезна эта техника, в развитии глазомера, путем ощипывания мелких кусочков, вырабатывает зрительно-двигательный контроль при выполнении предметно практических действий, развивает мелкую моторику в сочетании с развитием осязательного восприятия.
/пластилиновая мозаика «Осенние листья»/
Аппликация из бросового материала, очень интересна детям, они принимают участие в заготовки этих материалов. Такой вид аппликации помогает ребятам увидеть и тактильно почувствовать множество фактур (фольга, фантики, крафтовая бумага, упаковочная бумага и т.д.), развивает зрительно-сенсорный опыт в процессе выполнения детьми предметно практических действий. Этот вид аппликации помогает задуматься детей о глобальном загрязнении окружающей среды, и буквально из мусора создавать интересные поделки, и бережно относится к нашей планете Земля.
/аппликация из бросового материала «Космонавт»/
Полученные знания и умения с помощью нетрадиционных методов и приемов, помогают детям с нарушением зрения познавать и изображать окружающий мир.
Инновационная деятельность является находкой для педагогов нашего детского сада. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.