Специальная педагогическая поддержка каждого ребенка

 Работа специальных педагогов в образовательном учреждении играет ключевую роль в обеспечении эмоционального благополучия, психического здоровья и всестороннего развития детей. В школе-детском саду функционирует тифлопедагогический кабинет, логопедический кабинет и кабинет психолого-педагогической помощи. Все специалисты школы-детского сада являются профессионалами своего дела и оказывают своевременную помощь нуждающимся детям.

image004

В дошкольных группах и начальных классах ведутся специальные коррекционные занятия учителями-дефектологами, которые организуют коррекционную работу в соответствии с требованиями Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения детей с нарушением зрения. Целью данной программы является: формирование у детей специальных коррекционно-компенсаторных и социально-адаптивных умений и навыков в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями; подготовка к самостоятельному участию в различных видах учебной, игровой, бытовой деятельности; адаптация к социальным условиям.

Организация коррекционного воздействия в дошкольных группах ведется учителем-дефектологом по следующим направлениям: «Зрительное восприятие», «Осязание и мелкая моторика», «Ориентировка в пространстве», «Социально-бытовая ориентировка».

image006

Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога школы направлена на обеспечение всестороннего развития ребёнка с нарушением зрения, адаптации ребёнка к школьному обучению по программе начальной школы с учётом его возможностей и ограничений, развитие компенсаторных способностей для восприятия мира, обеспечение самостоятельности ребёнка: в передвижении, в ориентировании в классе и школе, в самообслуживании.

        С целью реализации поставленных задач в образовательную программу включены следующие коррекционные курсы:

- «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия»; - «Социально-бытовая ориентировка»;

image008

-  «Пространственная ориентировка»;

image009

- «Развитие мимики и пантомимики».

image010

 Педагог-психолог помогает создать комфортную, безопасную и поддерживающую среду, в которой каждый ребёнок может раскрыть свой потенциал.

Цели и задачи психологической службы:

- поддержка психического здоровья детей.

- создание условий для гармоничного личностного развития.

- профилактика и коррекция поведенческих и эмоциональных трудностей.

- содействие успешной адаптации к детскому саду и школе.

image013

Психолого-педагогическое сопровождение детей — это система взаимодействия специалистов (психолога, воспитателей, учителей, логопеда, дефектолога и других), направленная на обеспечение гармоничного развития ребёнка, сохранение его психического здоровья и успешную социализацию в условиях дошкольного учреждения.

image014

Создание благоприятных условий для индивидуального развития, адаптации и воспитания каждого ребёнка с учётом его возрастных, психологических и личностных особенностей - основная задача педагогов – специалистов.

Психологические занятия с детьми проводятся педагогом-психологом в самых разнообразных формах: индивидуальные и подгрупповые занятия, психолого-педагогические наблюдения, коррекционно-развивающие программы, игры, тренинги и элементы арт-терапии.

image018

Особое внимание уделяется сотрудничесву с родителями учеников и воспитанников, проводятся индивидуальные консультации, родительские собрания и тренинги, раздаются памятки и рекомендации для родителей.

Анализ проводимых диагностик позволяет сделать вывод, что проводимая коррекционная работа дает положительные результаты: у детей повышается уровень развития эмоционально-личностной сферы,  мимики и пантомимики, а так же снижается уровень ситуативной тревожности и повышается самооценка.

image020

Логопедическая работа в — это система мероприятий, направленных на выявление, профилактику и коррекцию речевых нарушений у дошкольников.

image023

Цели логопедической работы: коррекция нарушений звуковой стороны речи (звукопроизношение), развитие фонематического слуха и восприятия, расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, формирование связной речи, профилактика вторичных трудностей обучения в школе.

Логопедические занятия проводятся с детьми в групповой, подгрупповой и индивидуальной формах, с внедрением артикуляционных гимнастик, логоритмики (движение + речь + музыка), звуко-буквенных разборов, игровых упражнений с карточками, предметами, мячом, а также используются логопедические тренажёры и пособия.

image026 image025

Логопедический кабинет оснащен современным оборудованием, которое позволяет проводить с детьми эффективную коррекционно-развивающую работу, направленную на устранение речевых нарушений, развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса и формирование связной речи в комфортной и игровой форме.

Интерактивное инновационное оборудование «Умное зеркало» предназначено для работы с детьми, имеющими нарушения речи  и эффективно используется учителем-логопедом в коррекционной деятельности. Применение данного оборудования способствует проявлению интереса ребенка, мотивируя его на дальнейшее качественное выполнение заданий. Во время занятий ребенок видит себя, свои действия, контролирует их через обратную связь от персонажей, осваивая начальные формы рефлексии.

image029image031image032image033image034

 

Самоанализ учебно-воспитательной, лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы КГУ «Специальная школа-детский сад №14» отдела образования по городу Усть-Каменогорску управления образования Восточно-Казахстанской области


Гимнастика для глаз разработана проф. Аветисовым Э.С.

Для предупреждения зрительного утомления и близорукости можно на рабочем месте выполнить следующие упражнения.

yeas

(Все упражнения выполняются сидя, в течение 3−5 минут.)

  1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперёд сделать выдох. Повторить 5−6 раз.
  2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. 5−6 раз.
  3. Руки – на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернув голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. 5−6 раз.
  4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. 5−6 раз.
  5. Руки – вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). 4−5 раз.
  6. Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2−3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3−5 секунд. 6−8 раз.
  7. Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев

Лечение амблиопии у детей методом прямой окклюзии.

Выключение из акта зрения лучше видящего глаза - прямая окклюзия — наиболее распространенный и старый способ лечения амблиопии, описанный А. Домбржанским еще в 1829 году. Не потерял своего значения этот метод и в настоящее время в связи с его простотой, доступностью и эффективностью.+

У детей дошкольного и младше школьного возраста длительная прямая окклюзия ведущего глаза бывает эффективной не только при амблиопии с правильной фиксацией, но и при ее нарушениях. В условиях прямой окклюзии снимается тормозящее влияние ведущего глаза и амблиопичный глаз включается в активную деятельность. Это приводит к расторможению функции центрального зрения, восстановлению центральной фиксации и повышению остроты зрения.+

Чем раньше начата окклюзия, тем лучшие результаты лечения амблиопии. Выключение лучшего глаза может проводиться с помощью заклейки или специальных окклюдоров, которые крепятся к очковой оправе.+

Окклюзия может быть постоянной (с утра до вечера) или прерывистой (по несколько часов в день).+

Эффективность прямой окклюзии значительно повышается, если она сочетается с зрительной нагрузкой амблиопичного глаза, требующей «усилия», напряжения амблиопичного глаза, тренировки цветовосприятия и локализации (чтение книги на различном расстоянии от глаз, рисование, мелкая работа, сортировка круп, нанизывание бус, просмотр мультфильмов или детских фильмов с помощью фильмоскопа, игры, требующие напряжения зрения, «мозаика», конструктор и др.).+

Выключение ведущего глаза может продолжаться много месяцев и проводится до выравнивания остроты зрения обоих глаз или перехода монолатерального косоглазия в альтернирующее. В течение этого времени ребенок осматривается офтальмологом не реже одного раза в месяц.

 


Модель