Ханжарова София Шаукатовна

Учитель - дефектолог, педагог - исследователь

Консультация для родителей:

"Подготовка руки к письму слабовидящих дошкольников через графические упражнения"

  

Өскемен қаласы                                   г. Усть-Каменогорск

2025 - 2026 ж.                                             2025 -  2026  г.

В последнее время важность развития графомоторных навыков у слабовидящих детей, подчеркивают все специалисты, работающие с дошкольниками и младшими школьниками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто правильно держать в руках карандаш. 

Графомоторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев рук. Таким образом, развитие графомоторных навыков это развитие мелких мышц пальцев рук для обучения ребенка письму. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. Данное понятие включает в  себя:

- способ удержания карандаша, ручки, силу нажима при рисовании и письме;

- точность, ритмичность и темп движений, их плавность.

Развитие мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений является основой развития таких важных процессов, как внимание, зрительная и двигательная память, пространственные представления, мышление, необходимых слабовидящему ребёнку в его дальнейшей жизни.

Для  развития графомоторных навыков очень полезно рисование, но достичь полного результата позволяют лишь специфические упражнения, связанные с обведением контуров, штриховкой и др.  Именно так тренируется нажим, плавность, ритмичность письма. Развитие данных навыков можно осуществлять через освоение различных понятий.

Обвести контур, провести линию-зигзаг или волнистую дорожку – казалось бы, совсем несложно. Но подобные  задания обусловлены серьезной работой мозга и свободных, скоординированных движений кистей рук ребёнка. Работая над данными задачами, можно предложить задания по обведению и раскрашиванию, прорисовыванию контура предметов различных по величине, копирование графических упражнений. Например: «Прорисуй путь для машины по самой длинной дорожке». «Обведи по контуру самую высокую матрешку».  «Нарисуй узор только на коротких шарфах». «Раскрась самый высокий дом синим цветом, а самый низкий – красным цветом».

Специалисты подчеркивают, что тренировать нужно не только ведущую руку, которой ребёнок пишет, а обе руки, т.к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга. Развивая данную функцию мозга можно предложить графические задания выполняемые двумя руками одновременно: «Нарисуй лесенку от высокого дома к низкому двумя руками одновременно». «Соедини точки на широкой дорожке справа и узкой дорожке слева рисуя двумя руками вместе». «Прорисуй лесенку от большого предмета к маленькому двумя руками одновременно».

Если ребенок хорошо справляется с графомоторными заданиями в дошкольном возрасте, то в дальнейшем он избежит многих проблем с успеваемостью в школе.

Постановка руки.

Многие дети неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с карандашом/ручкой. У вас получится три метки: одна – на карандаше, другая – на подушечке указательного пальца, третья – на боковой поверхности среднего пальца, где лежит карандаш.

Письмо будущего первоклассника - это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. Рисование, которым так любят заниматься дошкольники одно из важнейших занятий, связанное с графическими заданиями, которые помогают развивать руку ребенка. Детей привлекает игра-манипуляция с яркими художественными материалами, а также возможность наблюдать продукт своей деятельности, что приближает его к миру взрослых и повышает значительность продуктивной деятельности. Именно через графическую деятельность и происходит развитие, т. к. она является одной из форм познания окружающей действительности, способствует накоплению сведений об окружающем мире, создаёт основы для формирования представлений и понятий, развивает  познавательный интерес,  формирует определённый объём знаний, навыков. Чтобы нарисовать предмет, ребёнок должен рассмотреть его, произвести анализ, разделив мысленно на части, соотнести с имеющимися эталонами по форме, цвету, фактуре, размеру, местоположению. Таким образом, можем предложить такие задания связанные с рисованием как: «Нарисуй высокую елку справа от медведя, а низкую елочку слева от зайца». «Высокому снеговику нарисуй большую метлу, а низкому снеговику – маленькую по росту».

В процессе выполнения графических упражнений совершенствуется зрительно-двигательная координация, мелкая моторика. Это можно проследить когда дети рисуют по заданию короткие лучики у снежинки, длинные дорожки для автомобилей, клубочки, мячики закрепляя одновременно различные эталоны цвета, формы, величины.

Как было описано ранее, усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом.

В школе детям нужно одновременно освоить графические и орфографические навыки. Это требует серьёзных усилий и напряжения. Графические упражнения и рисование могут значительно развить и подготовить руку к написанию букв и освоению каллиграфии. Ребёнок овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом педагога.  В процессе рисования также формируется учебная поза будущего школьника.

Развитие движений руки, повышение её чувствительности и гибкости  происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе выполнения упражнений дети должны учиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко совершать ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения полезно упражняться в штриховке. Например: «Заштрихуйте только маленькие прямоугольники в изображении дома сверху – вниз». «Заштрихуйте высокий дом сверху – вниз, а низкий дом – слева – направо».

Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные и вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы (круг, квадрат, ромб, прямоугольник и т.д.). Например: рисование снеговика. Рисуем круги по спирали от центра трех размеров. Таким же способом рисование разноцветных клубков для котиков разного размера.

Таким образом, в процессе развития графомоторных навыков развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, ассоциативное восприятие, систематизация. А также глазодвигательная функция, мелкая моторика. При этом осуществляется закрепление понятий, сенсорных эталонов и правильное формирование словаря.

Литература:

  1. Никулина Г.В., Потемкина А.В., Фомичева Л.В. «Готовим к школе ребенка с нарушением зрения».
  2. Утехина К.М. «Я учусь писать».
  3. А.М.Граб. Рабочая тетрадь для детей с ОНР.
  4. Осипова Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения.