Консультация для педагогов:

Тема: «Пропедевтические мероприятия по подготовке дошкольников к графическому диктанту»

 

Учитель-дефектолог: Алимбаева Ш.К

 

Өскемен қ.    г. Усть-Каменогорск

2025-2026 о.ж./уч.г.

Тема: « Пропедевтические мероприятия по подготовке дошкольников к графическому диктанту»

 

Подготовка к школе — это длительный этап в развитии  ребёнка. Начинать занятия следует не раньше, чем за год до этого момента. Педагоги  имеют огромный выбор самых разных упражнений и заданий по математике для достижения этой цели. Среди них немаловажное значение имеют графические диктанты по клеточкам для дошкольников.

Для многих ребят такие картинки по клеточкам в тетради являются интересной игрой и увлекательным развлечением. Важно не превратить это занятие в скучную, утомительную обязанность, где ребёнка  ругают за неудачи. И тогда ребёнок всегда будет с удовольствием заниматься.

Но у многих детей  могут возникать трудности. Из-за зрительного диагноза и за сопутствующих заболеваний. И чаще всего они связаны с тем, что у ребёнка ещё не усвоен счёт в пределах 10, он путает понятия «право-лево»«верх-низ». В этом случае взрослым необходимо помогать детям не допускать ошибок, исправлять его, хвалить за положительный результат.

Начинать рисовать по клеточкам с ребенком можно уже с 4 лет. Первые занятия в таком возрасте должны быть лёгкими. На первых порах можно выполнять задание вместе  на доске или листе бумаги так, чтобы он видел, как необходимо двигаться. Для начинающих вполне подойдёт рисование несложных геометрических форм. Начинать можно с изображения квадрата, прямоугольника, несложных узоров. Учить двигаться по диагонали можно с рисунков треугольника, трапеции, ромба.

В 5 лет ребёнок вполне может нарисовать под диктовку без зрительной опоры простые картинки. Например, можно предложить ему изобразить на бумаге цветок. Также пятилетий дошкольник вполне может справиться с рисованием домика или самолёта.

Для детей 6-7 лет задания можно начинать усложнять, внося в них проведение большего количества линий по диагонали. Примером такого задания может быть рисунок ракеты.

Начинать занятие следует с подготовки рабочего места и необходимых материалов. Рисунки выполняются в тетради в клеточку простым карандашом. Для того чтобы у ребёнка была возможность исправить ошибку, потребуется ластик, с помощью которого убираются неверно проведённые линии. Взрослому следует подготовить или распечатать инструкцию с образцом выполнения задания. Можно не говорить ребёнку, какой рисунок будет целью графического диктанта. После верного выполнения он увидит результат на своём листе.

Как правило, в инструкции предлагаются цифровые обозначения со стрелочками, типа 2, 3. Цифры в этом случае обозначают количество клеток, на которое необходимо продвинуться в заданном направлении. На него указывает стрелка, которая нарисована рядом с цифрой. Так, в нашем примере следует читать: двигаемся на 2 клеточки вверх, 3 клетки влево. Начинают движение от точки отсчёта, которую для младших ребят взрослый ставит сам, а старшим дошкольникам уже можно предложить поставить её самостоятельно.

Перед тем как начать занятие для дошколят, нужно повторить с ними счёт в пределах 10, понятия «право-лево»«верх-низ». Можно попросить ребёнка показать, что значит «двигаемся в правую сторону, двигаемся вверх, слева от, двигаемся вниз».

Само проведение графического диктанта попробуйте разнообразить включением в занятие скороговорок, чистоговорок, загадок, пальчиковой гимнастики, физминуток, обсуждения полученных результатов и беседа или рассказ. Желательно чтобы все, что включено в занятие, было по той же тематике, что и рисунок.

Перед проведением графического диктанта дайте ребёнку установку на то, что необходимо стараться прорисовывать ровные, аккуратные линии и быть очень внимательным при выполнении задания.

После того как диктант закончен обязательно похвалите малыша за достигнутый результат, при необходимости вместе с ним найдите место, где он допустил ошибку и исправьте её. Если у ребёнка есть желание, то можно предложить ему раскрасить готовую картинку или заштриховать её. Если ребёнок ещё не устал и хочет продолжать занятие, то можно попросить его самостоятельно придумать рисунок по клеточкам, а затем вместе с ним составить графический диктант по его фигурке.

Провести графический диктант можно по-разному.

Для тех ребят, которые только начинают ими заниматься подойдёт самый простой способ – под диктовку взрослого. В этом случае, педагог диктует, на сколько клеток и в каком направлении необходимо двигаться.

Второй способ – это предложить ребёнку лист бумаги, на которому написана инструкция к выполнению задания и поставлена начальная точка, от которой ребёнку необходимо двигаться. Ребёнок сам смотрит количество клеток и направление движения.

Третий способ – рисование по симметрии. В таких диктантах ребёнку предлагается лист, на котором изображена половина рисунка и проведена линия симметрии. Ребёнок заканчивает рисунок, симметрично отсчитывая необходимое количество клеток.

Четвёртый способ подойдёт уже для старших детей. Здесь ребёнку предлагается лист с образцом графического диктанта. Ребёнок на своём листе должен нарисовать такую же картинку, как и в образце, самостоятельно отсчитывая необходимое количество клеток и определяя направление, в котором ему необходимо двигаться. Такие диктанты могут быть не только в виде проведения линий по клеточкам, но и с закрашиванием необходимого количества клеточек цветными карандашами полностью. В результате у ребёнка в тетради получается красочная, красивая картинка.

Положительные результаты от работы с графическими диктантами можно увидеть уже через 2-3 месяца, если регулярно предлагать их дошкольникам, хотя бы несколько раз в неделю. Существует даже диагностическая методика Д. Б. Эльконина, которая так и называется «Графический диктант». Ее целью является определить уровень развития у старших дошкольников предпосылок к учебной деятельности. Ведь именно они оказывают хорошую помощь в подготовке  к обучению в школе.

Выполняя графические диктанты, малыш подготавливает руку к письму, закрепляет понятия «право-лево»«верх-низ», учится ориентироваться в пространстве и на тетрадном листе, закрепляет счёт в пределах 10. Дети учатся сосредотачиваться на том, что говорит взрослый, понимать его и работать в соответствии с предлагаемой им инструкцией. Без этого умения учёба в школе будет для них очень сложной.

Графические диктанты способствуют развитию умения удерживать внимание на конкретном задании, развивают пространственное воображение, мышление, фантазию, креативность, усидчивость. Малыш учится координировать свои движения.

Рисование по клеточкам помогает преодолеть такие часто возникающие в начальный период обучения у многих ребят трудности, как неразвитая орфографическая зоркость, рассеянность. Также они способствуют тому, что расширяется кругозор ребёнка, увеличивается его словарный запас. Дети знакомятся с разными способами изображения предметов на листе бумаги.

Выполнение графического диктанта является для ребёнка увлекательной игрой. Именно она является для дошкольников ведущим видом деятельности. Взрослым, которые решили заниматься с ребёнком, следует всегда помнить об этом.

Хвалите ребёнка за удачно выполненный рисунок.

Не ругайте кроху за неудачно выполненную работу.

Помогите ему найти и исправить ошибку.

Не торопите ребёнка в процессе рисования.

Не спешите переходить к более сложным вариантам рисунков, особенно если ребёнок ещё допускает ошибки в простых.

Поощряйте инициативу ребёнка составить такой диктант самостоятельно.

Разрешайте ему раскрашивать или заштриховывать готовую работу, но не настаивайте на этом.

Помните о том, что дети не могут заниматься долго. Для старших дошкольников максимальная длительность занятия должна быть не более 25-30 минут.

Не настаивайте на продолжении работы, если малыш устал.

Проводите занятия разнообразно. Рассказывайте малышу интересные рассказы об изображённом предмете.

В первое время помогайте крохе, выполняя задание вместе с ним на своём листе или на доске, чтобы ребёнок видел, как, и куда необходимо двигаться, учился отсчитывать клеточки в нужном направлении.

Очень важно, чтобы такая игра только разжигала интерес малыша, а не становилась для него скучной и неприятной обязанностью.